Стратегический менеджмент

10. Стратегия первопроходца.

Стратегия первопроходца означает, что фирма первая предлагает на рынок оригинальный товар или услугу. Его преимущество основано на том, что кто-то является первым в данном бизнесе, на данной территории или на новом рынке.

Первоначальная стратегическая задача первопроходца – быстрый рост, когда стратегические усилия направляются на расширение рынка с помощью стимулирования покупок потребителями, ранее не пользовавшимися данным товаром, но положительно относящимся к новинкам, способным оценить реальную пользу товара и обладающими средствами для его приобретения. Конкурентная стратегия состоит в получении преимуществ перд фирмами последователями за счёт максимально быстрого освоения новых сегментов и создания новых каналов распределения

Первопроходцами являются инновационные фирмы «Sony», «Motorola», «Microsoft», «General Electric» и другие.

Достичь лидерства проще, чем его удержать. Поэтому такие фирмы-лидеры тратят большие средства на научно-технические исследования и эти затраты компенсируются высокими ценами на новинки, либо устанавливают монопольно высокие цены на свою продукцию.

Основными особенностями конкурентного преимущества, связанного со стратегией первопроходца является следующее:

  1. Данное конкурентное преимущество основано на использовании новшеств (продуктовых, технологических, организационных).
  2. Оно связано со значительным риском, но обеспечивает в случае успеха высокую прибыль и возможно, сверхприбыль за счет установления монополии цен.
  3. Его проще завоевать, чем сохранить.
  4. При использовании новшеств сложно осуществить планирование, так как в этом случае нельзя воспользоваться прошлым опытом, т.е. экстраполировать в будущее установленные в прошлом тенденции.

Основные характеристики стратегии первопроходца:

  1. Отсутствие аналогов продукции.
  2. Наличие потенциального спроса на предлагаемые на рынке товары.

Недостатки (опасности):

  • большие затраты и связанный с новинками высокий коммерческий риск;
  • опасность имитации – быстрого освоения аналогичной продукции конкурентами;
  • неготовность рынка воспринимать предложенные новинки;
  • отсутствие каналов распространения новой продукции;
  • конструкторская, технологическая или иная недоработка новинки.