6. Типы коммуникаций. Разновидности коммуникационных систем и процессов
В практике управления используются различные виды, типы и формы коммуникаций.
Виды коммуникаций:
– внешние и внутренние;
– одноканальные и многоканальные;
– устойчивые и неустойчивые;
– формальные и неформальные;
– ситуационные и постоянные;
– мнимые и реальные
Типы коммуникаций:
– по масштабности процесса коммуникации и массовости вовлекаемых в него лиц различают массовую, среднего уровня, (внутриорганизационную) и локальную, внутригрупповую, межличностную, внутриличностную;
– зависимости от направления потока информации коммуникации подразделяют на горизонтальные и вертикальные.
Формы коммуникаций:
– дискуссии, беседы, совещания, заседания, переговоры, брифинги, прессконференции, презентации, прием по личным вопросам, телефонные разговоры, деловая переписка и др.
Система, предназначенная для управления процессами передачи информации между другими системами, называется коммуникационной системой. Существует несколько разновидностей коммуникационных систем: межличностная, организационная, общественная, массовая и интерактивная. Они различаются по степени сложности, количеству контактов, времени формирования обратной связи и способности участников коммуникации приспособиться к данному типу обратной связи.