1. Общие положения коммуникационного менеджмента.
Общение — это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями.
Коммуникация — это более широкое понятие. Это — социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по различным каналам с помощью разных коммуникативных средств (вербальных, невербальных и других).
Сравнение общения и коммуникации
|
Общение |
Информационная коммуникация |
Общее |
Обмен информацией |
Различие |
Получатель информации — человек |
Получатель информации — человек, животное, машина |
Взаимодействие при активном участии каждого субъекта |
Однонаправленные потоки информации при отсутствии или формальном характере обратной связи |
Усиление общности участников |
Участники остаются обособленными |
Изначально появилась устная речь, т. е. можно сказать, что сначала была вербальная (устная) коммуникация. Невербальные средства коммуникации являются производными от вербальных и часто служат целям универсализации и сокращения объема передаваемой информации без утраты содержания. Невербальные средства (рис. 1) включают в себя две подгруппы:
Первичные языки — жесты, пантомима, мимика.
Вторичные языки — азбука Морзе, музыкальная нотация, языки программирования, жестовые языки глухонемых.
В истории имели место три крупных этапа или коммуникационные революции:
1) изобретение письменности,
2) изготовление печатного станка,
3) введение электронных масс-медиа.
К формам коммуникации относятся устная, письменная и электронная коммуникации. К устной речи относится осознанная речь и ее визуальное сопровождение (невербальная коммуникация).
Некоторые ученые полагают, что тот, кто получает информацию, учитывает только 30 % вербальной информации (что говорят) и 70 % невербальной (как говорят). При этом восприятие невербальной коммуникации носит чисто субъективный характер и слушающий может неправильно расшифровать ее. Считыванию невербальной информации — следует учиться целенаправленно. Но и тогда нельзя забывать, что невербальная коммуникация — не точная наука. Иногда для того или иного поведения у собеседника может быть другая, неочевидная причина.